Речные теплоходы

Проект  по защите подводной части корпуса судна от коррозии был впервые реализован в 2002 году и продолжает развиваться  по настоящее время при постоянном мониторинге специалистов нашей компании совместно с экипажем теплохода «Крокус» (проект «Р 51Э») под руководством капитана судна, Н.А. Бобрикова. В 2002 году, накануне планового освидетельствования теплохода Российским Речным Регистром, возникло предложение апробировать антикоррозионные окрасочные составы «Вектор»(признание РРР, патент РФ № 2252978), уже не первый год успешно применяемые для защиты металлических конструкций гидротехнических сооружений, эксплуатируемых в схеме очистки сточных вод в самых сложных и неблагоприятных условиях.

При рассмотрении технологической схемы защиты углеродистых сталей с применением данных материалов, были отмечены следующие положительные ключевые отличия от традиционно применяемых окрасочных составов:

  • значительная толерантность материалов к состоянию защищаемой поверхности (третья степень очистки по ГОСТ 9.402-2004 или St2 по ISO 8501-1), что обеспечивает возможность ее подготовки силами команды теплохода с применением ручного и механизированного инструмента;
  • простота нанесения, допускающая ручное окрашивание;
  • пониженное, даже по сравнению с европейскими нормами, содержание растворителя, обеспечивающее достаточную комфортность и безопасность при проведении окрасочных работ;
  • более низкая, по сравнению с импортными составами, стоимость защиты квадратного метра поверхности, при равных заявленных сроках службы.

На основании дополнительных, в том числе колористических показателей, в качестве базового окрасочного состава для подводной части теплохода «Крокус» был выбран окрасочный состав «Вектор 1025», основные технологические характеристики которого приведены в Таблице 1.

Работы по противокоррозионной защите подводной части судна были выполнены в короткий срок и никак не повлияли на продолжительность слипования. В дальнейшем теплоход эксплуатировался в штатном режиме в течение пяти навигаций до очередного планового освидетельствования. При его выполнении, в 2007 году, были произведены осмотр и дефектация подводной части корпуса, позволившие установить, что защитное покрытие сохранилось на 98% днища, причем продукты обрастания легко удалялись гидроструйной очисткой. Толщина металла под покрытием не изменилась, необходимость в проведении дорогостоящих работ по замене дефектных (утонившихся) участков подводной обшивки корпуса судна отсутствовала.

Учитывая положительный результат применения материала «Вектор 1025» с 2002 по 2007 год, перед последующей пятилетней эксплуатацией теплохода  до 2012 года  было принято решение:

  • полностью восстановить покрытие на изношенных участках с последующим нанесением однослойного покрытия «Вектор 1025» на всю подводную часть корпуса с целью ликвидации возможных невидимых микродефектов покрытия, образовавшихся за пятилетний срок эксплуатации;
  • произвести защиту стальных элементов внутренних отсеков теплохода, в том числе фекальной емкости, с применением аналога материалов «Вектор» противокоррозионной композицией «Магистраль», (признание РРР, патент РФ № 2343224), принципиальным отличием которой является отсутствие «запахового» эффекта и полное отсутствие в ее составе летучих органических растворителей.

Кульминационным моментом десятилетней работы явилось освидетельствование «Крокуса» в 2012 году, согласно которому теплоход был вновь допущен к последующей эксплуатации без проведения каких-либо работ по замене металла, в том числе на подводной части корпуса. Покрытия, выполненные на внутренних стальных элементах корпуса судна, также полностью предотвратили развитие коррозионных процессов. Таким образом, по истечении десяти навигаций, при отсутствии затрат на замену металла и минимизированных затратах на восстановление антикоррозионной защиты, эксплуатация теплохода продлена еще на пять лет, до очередного планового освидетельствования в 2017 году.

Таблица 1. Основные технологические свойства окрасочного состава «Вектор 1025

Свойства Значения Примечания
Вязкость по (ВЗ-4):- в состоянии поставки;- при введении растворителя (10%). Не менее 55 сек

25-30 сек

Требуемая рабочая вязкость определяется способом нанесения, применяемым оборудованием, температурой при производстве работ
Время высыхания до «отлипа»:- при 200С;-с ускорителем полимеризации; 6-8 часов

2-3 часа

Время высыхания при производстве работ определяется исходными условиями (температурой и влажностью воздуха, температурой защищаемой поверхности и т.д.)
Сухой остаток Не менее 75 мас.% В состоянии поставки
Расход при окрашивании:- первый слой 

- последующие слои

130-150 г/м2

Не более 120 г/м2

Расходы материала определены при ручном нанесении
Растворитель Ксилол Для регулирования рабочей вязкости применяется только ксилол. В качестве смывки допускается применение сольвента.

Таблицы расхода мастик.

Покрытие до ватерлинии корабля (наносится минимум в три слоя).

Применяемая мастика Общий расход материала; кг/м2 Способ нанесения Срок службы покрытия; лет
Вектор 1025 0,4…0,45 Кисть, валик, краскопульт 10…15

Покрытие в отсеках корабля.

Применяемые мастики Общий расход материала; кг/м2 Способ нанесения Срок службы покрытия; лет
Вектор 1025 0,3…0,35 Кисть, валик, краскопульт 10…15
Вектор 1214

Покрытие ёмкостей корабля.

Применяемые мастики Общий расход материала; кг/м2 Способ нанесения Срок службы покрытия; лет
Вектор 1025 0,3…0,35 Кисть, валик, краскопульт 10…15
Вектор 1214

В марте 2017 года совместно с ОАО «Московский Туристический Флот» провели апробацию противокоррозионных покрытий «Вектор» и защитных многослойных систем на их основе. 

Подробнее ознакомиться с актом и отчетом о проделанном тестировании можно ознакомиться по ссылкам ниже:

Акт

Отчет